Привет! Я Ваня Соловьёв, дизайн-директор в «СберЗдоровье». Сегодня я расскажу про процесс найма продуктовых дизайнеров со стороны работодателя. Уверен, что подобных статей множество, поэтому сделаю акцент на других вещах, о которых мало кто рассказывает.
Вот компания пришла к тому, что ей необходимы новые ресурсы и дизайнер встал в план найма. Дизайн-менеджер на встрече с эйчаром рассказывает, чем будет заниматься дизайнер и какими качествами он должен обладать.
После встречи формируется примерный портрет кандидата. Для каждой компании он свой, поэтому я покажу усреднённый портрет в моей команде. Осознанно опустил базовые навыки и владение инструментарием. Например, Фигмой — это стандарт индустрии, без неё никуда.
Мне нравится искать дизайнеров самому. Размещаю вакансию на дизайнерских ресурсах, по-человечески описываю требования и разбираю отклики от ребят. Параллельно эйчары размещают вакансию на профильных ресурсах и сами активно ищут ребят.
У каждого из нас в голове есть портрет идеального кандидата, который я описал выше. Это правда, что кандидатов обычно много, поэтому мы смотрим бегло по ключевым точкам.
Досконально изучать каждый отклик, к сожалению, физически невозможно. Увы, это не моя прихоть — это неизбежность
Чтобы пройти первый этап отбора, вам достаточно знать эти три ключевые точки, на которые смотрят многие эйчары и дизайн-менеджеры.
Это палка о двух концах. Его цель — вызвать расположение к вам с первых строк.
Если вы честно пишете об отношении к компании, о своих навыках, которые могут помочь ей — это почти 100% переход по воронке дальше.
Если вы просто вставляете шаблонное сообщение и/или накачиваете его канцеляризмами, то это точно моментальный выброс из воронки.
«Доброго времени суток! Мне нравится Ваша компания, и мои навыки непременно пригодятся Вам…»
Плохие шаблонные сообщения сразу распознаются и не вызывают расположения к вашей кандидатуре.
Либо пишите сопроводительные письма осознано и хорошо (и, поверьте, работодатель это сразу считывает), либо не пишите их вовсе
Неважно, где вы описываете свой опыт: в письме, резюме или на своём личном сайте-портфолио. Это должен быть рассказ, а не перечисление фактов. Рассказ о том, какие проблемы и задачи были перед вами, как вы их решали и к чему это привело. Его можно уместить в пару предложений или абзацев — суть не изменится.
Поймите, каждый продуктовый дизайнер «создаёт веб и мобильные интерфейсы», «проектирует UX/UI», «соблюдает гайдлайны» и т. п. Без этих основ вы не сможете работать продуктовым дизайнером. И писать о таких вещах не имеет никакого смысла.
Вам сложно писать о себе? Возьмите за основу «скелет» и наращивайте «мясо» из вашего опыта.
Какие задачи и проблемы были перед вами? → Как вы их решали? → К чему это привело?
Неважно где вы описываете свой опыт: в письме, резюме или на своём личном сайте-портфолио. Это должен быть рассказ, а не перечисление фактов
Не секрет, что при отборе продуктовых дизайнеров важно понять, как они мыслят. Поэтому в портфолио хочется видеть рассказ с примерами интерфейсов, а не просто красивые картинки.
Если ваше портфолио ведёт на Беханс, то чаще всего там можно обнаружить красивые мокапы с интерфейсами. Да, эйчара может впечатлить, как вы оформили свои кейсы, и он на радостях поведёт вас дальше по воронке. Однако, дизайн-менеджер оценивает совсем иначе.
Представьте: в одной вкладке браузера открыты ваши красивые мокапы на Бехансе, в другой — портфолио в Ноушене от другого дизайнера. Вы показываете картинки, а он рассказывает и показывает, как придумал и реализовал фичу, приводит результаты исследований и так далее. Думаю, что понятно, каким кандидатом заинтересуется дизайн-менеджер. Спойлер: не вами.
Когда на вакансию откликается много продуктовых дизайнеров, я сперва отсматриваю кандидатов с портфолио не на Бехансе: красивые картинки можно посмотреть потом.
Красивый кейс на бихансе сможет «продать» вас эйчару, но дизайн-менеджер посмотрит на него вскользь... и пойдет с интересом читать текстовый рассказ о фиче в Ноушене у другого дизайнера
Почта и Телеграм дизайн-менеджера или эйчара завалены откликами кандидатов. Отобрав лучших из них, они уходят общаться с ними и забывают про остальных. К сожалению, такое бывает часто.
Норма ли это? Нет, это не норма. Это отсутствие эмпатии к человеку: он сделал усилие и откликнулся на вакансию. Пусть он хоть сразу и не подошёл, но оставлять его в неизвестности — плохо. Он не получит обратной связи один, два, десять или двадцать раз. Для него это станет привычным: откликаешься на вакансию — готовься, что тебе не ответят.
Представьте: дизайнер всё же находит работу, поднимается по карьерной лестнице, становится дизайн-менеджером, начинает сам нанимать людей и пишет только тем, кто подошёл ему. Так он привык, так сформировал его прошлый опыт. На этом круг замыкается.
Его ли это вина? Нет, это вина эйчаров и дизайн-менеджеров, которые раз за разом прививали ему идею, что молчать — это нормально.
Мы сами создаем своё будущее и косвенно влияем на будущее других. Цените людей и их поступки. Отвечать всем — это здорово и правильно.
«Ха! Да он сам выше писал, что шаблоны это тупо», — возмутитесь вы и будете правы. Но я писал про плохие шаблоны: без души и без смысла.
Да, у меня заготовлены шаблоны для ответов на отклики, чтобы никто не остался без внимания. Если они совпадают с эмоциями, которые хочу передать кандидату, то почему бы и не использовать их?
*Имя получателя*, привет.
Спасибо за отклик, было приятно познакомиться с тобой поближе. У тебя интересный стиль, но мы ищем немного другой профиль.
В этом письме нет места для грусти, уверен, с твоими навыками и опытом — отличная работа сама найдет тебя. Ведь на рынке дизайнеров так мало хороших кандидатов.
Мне было приятно познакомиться с ещё одним хорошим дизайнером, и поэтому я искренне желаю тебе успехов!
Если после этого кандидат хочет узнать больше деталей, я пишу ему, почему он мне не подошёл.
Мы сами создаём своё будущее и косвенно влияем на будущее других. Цените людей и их поступки. Отвечать всем — это здорово и правильно
А дальше у вас будет несколько этапов собеседований. Писать об этом я не буду, и без того статья получилась объёмной.
Дам лишь один совет. Будьте собой и не старайтесь быть тем, кем вы не являетесь. Это как на свиданиях. Вы можете притворяться и не быть собой, если у вас краткосрочная цель. Если же вы хотите долгих отношений, то быть собой — лучший из вариантов.
У вас отличное портфолио и резюме — скидывайте их в комментарии. Это поможет другим ребятам вдохновиться и сделать свои портфолио ещё лучше.
Начну с себя. Хоть моё портфолио и не обновлялось года два, но оно отлично показывает то, что я описывал в этой статье. Взял бы я сам себя на работу, увидев это портфолио? На собеседование позвал бы точно; )
P. S.: Покажите эту статью вашим друзьям дизайнерам. Чем больше человек её увидит, тем больше будет успешных откликов на вакансии.
Поясните, пожалуйста, почему, и где, если не бх? Дриббл?
2) ...у вас на тизере элементы графического дизайнера. И к сожалению они очень слабые (тк другие ребята довольно сильны в графике). То есть от вашей прямой специальности такой тизер может оттолкнуть клиента.
3) Именно в Вашем случае будет работать просто надпись на тизере "Журналы и верстка" или "Профессиональная верстка и полиграфия". И все! Только выберите правильный шрифт. Это очень важно. Клиенты сразу понимают про дизайнера "свой-несвой" через шрифт и через современность дизайна и тп.
4) на вашем тизере много мелких деталей. Это визуальный мусор к сожалению.
5) цвет тизера (как и шрифт) покажет вас как "свой-несвой". Поизучайте какие цвета сейчас в тренде. Используйте в тизере максимум два цвета (один для шрифта, второй для фона)
6) К сожалению тизер не в размер. Должно быть 1200-630
Текст станет таким же шаблонным и очень сильно порезанным. Задача любого дизайнера форматировать и структурировать информацию. Перечесление фактов через буллиты идеальное решение на мой взгляд в 2k24, когда никто не хочет тратить время на чтение даже 2 абзацев.
Зачем кандидату писать несколько абзацев текста, если всегда есть шанс что дизайн-менеджер заподозрит в тексте шаблон и просто скипнет, когда как через буллиты кандидат может больше рассказать информации о себе.
Я попытаюсь наложить на себя роль эйчара и если бы я искал дизайнера на ecomm продукт, но без опыта в ecomm я бы даже не рассматривал. Мне выгодно отбирать кандидатов как минимум понимающих базу в ecomm на старте. Тогда зачем мне читать сотни историй дизайнеров которые что-то там решали, в совершенно других областях.
Пусть я не согласен с мнением автора, но за статью спасибо. Ваш опыт поможет правильно спланировать стратегию.
Такой вопрос: стоит ли писать возраст в резюме? проводил АБ тест на "портале из 2 букв". С возрастом (мне 38) даже просмотров было просто единицы. Убрал - уже кто-то смотрит. Но в целом на отклики не отвечают, предложений никаких нет. Печально.
Справка, в профессии 20 лет, специализация последних лет 17 - инфографика и презентации. Портфолио только на фликре (стал периодически залипать, что тревожит). Не признаю бихансу*, когда отбирала людей в свою команду, игнорила сразу, руку не видно, одна вывеска - трата времени на просмотр.
Вступление закончила, часть вторая. Поменяла работу в январе 2023 года. Ушла с прежнего места одним днем, 31 декабря, вышла на новое место 28 января. Отклик на hh отправила 14 января, через 2 недели вышла.
Сейчас готова брать дополнительные проекты, строго по профилю. Презентации и инфографику.
Резюме: выводы делайте сами,
Мне кажется, вакансий очень много, но запрос всегда одинаков, "нужно такой же, но без пуговиц", значит, нужно подстраиваться под запрос. Четко формировать свои хотелки, но отвечать запросу рынка, если идут отказы, значит что-то не то в портфеле. Подточить и показывать себя. Удачи всем в поиске и приходите за презентациями ко мне-).
Пысы: про возраст)), 10 августа мне 49!!!! Я мамонт и ничего, покупают))
Мне, например, очень удобно сразу видеть "просто логотип", "просто шрифт" без того, чтобы продираться к итоговому продукту через кучу промежуточных слайдов с какой-то там "легендой".
Я рад, что вы придумали это "ноу-хау" с тизером, не могу судить о его полезности или бесполезности (скорее да, полезно, чем нет), но итог разговоров с нанимателем всегда один: "резюме формата hh в пдф (и ссылка на него), ссылка на диск с работами по папочкам". (Можно и бехайнс, да, но продираться сквозь презентационную шелуху очень утомительно, поверьте).
Писать шаблонный отклик на вакансию — плохо.
Писать шаблонный ответ на отклик — хорошо.
«Вас много, а я одна»
Очень много ребят после курсов сразу идут на рынок, и поэтому затеряться там очень просто...
После бомбардировки инфоцыганами (ладно в вк, так ведь и в Телеге) с обещаниями золотых гор волей-неволей начинаешь чувствовать себя отбросом. Хотя я, в силу долгого опыта умею и в препресс, и в многостраничную верстку, и худо-бедно статичный сайт на чистом html напишу, и книжки иллюстрировала. А, да, еще и экшен в ФШ для рутинных задач напишу, 5000+ картинок руками мне соединять лень...
На hh за прошедший год 200+ отказов и/или игноров, пяток невменяемых тестов; и просто обманщики - Тяньши приглашают на собеседование без проблем, только не дизайнер и не копирайтер им нужен.
Это при том, что есть небольшая з/п => запас непотопляемости => я далеко не на все подряд шаблонно откликаюсь!
Видимо, надо "случайно нажать" 8 вместо 6 при указании возраста, чтобы пройти фильтр эйчарки ;)
А на Behance нельзя что ли сделать подробнейший рассказ с прототипами, анимацией и 3D?:)
Тогда просто сразу отсекайте дизайнеров, которые только мок апы и юзают, а не ругайте популярнейшую платформу с топовой репутацией и с топовыми дизайнерами.
Обращайте внимание на ребят, умеющих структурировать информацию, презентовать себя и имеют какой-либо социальный капитал. И вот именно в этом Behance помоет как никто другой.
А на HH встретил много дичи. Попытался пару раз уточнить причины, и не поверите:
1) Я оверскилл и стану ведущим дизом через год, поэтому отказ
2) У меня сильный дизайн но другое видение, поэтому отказ
3) Слишком креативный (???)
Для меня такие причины странные. Может, конечно попытались сгладить, или бюджет не позволяет дороже 100к/м, я хз
Как-то раз, сказал, что планирую в ближайшее время свалить в Аргентину, и эйчар с арт-диром сразу заулыбались, будто это действительно заимело значение для них. А по мне так, пофиг на удаленке где работать)))
Думаю, ищут идеальный матч по подходу к работе и софт/хард-скиллам, и действительно заморачиваются над такими, даже странными мелочами
1. большинство офисников работают ни на продукт, а за себя. Зп капает, скилл типа растет. Посижу тут, через годик-полтора пойду сидеть на 20% дороже
2. если придет активный и с башкой, то его может заметить руководство и тогда получится, что все текущие бездельники, еще подсидит или работать заставят
а что касается удаленки, на многих собесах мне озвучивали если удаленка, то только на территории РФ я должен находиться
Раздражает тот факт, что куча эйчаров не может сказать прямо, «у нас молодая команда и специалист на пятом десятке нам не нужен, молодняку будет не комфортно». Хотя, казалось бы, дизайн-команда постоянно обменивается опытом и на этом развивается.
ХХ.ру бестолковый ресурс: отклики зачастую вообще не смотрят. Зачем работодатели тогда вообще там размещают вакансии?
В итоге я туда попал другими путями, но на другую позицию. Хотел на 3d-художника, попал на технического дизайнера.
Почему не отвечали - без понятия. Не они первые и не они последние. А компания довольно крупная - расслабились наверное.
Я тот самый джун, тоже сейчас в поиске, уже третий месяц тишина. Я столько раз выполняла тестовые задания, адекватные и не очень, но ни разу мне не дали обратной связи. Это реально так демотивирует, что уже мысли: "А вообще это когда-нибудь случится? Я найду работу или столько усилий зря?"
Так что уповать на одно только портфолио...
(Кстати, о портфолио - для себя я вывел еще один критерий его оценки: насколько оно "равномерное" в части уровня работ - и что весьма показательно смотреть не на лучшие работы в нем, а на худшие :- ).
Наблюдение 1: синьер-помидор нынче не уже тот. На сеньерских позициях задачи с которыми начинающий мидл справится. Это и не удивительно, когда видишь должности типа: лид, арт-дир, старший арт-дир, дизайн-директор. Ждем дизайн-премьер министра, дизайн-президента и дизайн-императора.
Наблюдение 2: многие компании понаплодили огромные дизайн отделы. Как пример, у организации две точки касания с клиентом: сайт и приложение. И их уже обслуживает толпа дизайнеров, лидов, иллюстраторов, руководителей и руководителей руководителей по дизайну. Там можно каждому по одному блоку раздать и еще свободные люди останутся. Но нет, людей не хватает, нужна новая кровь.
Наблюдение 3: HR перестали иметь собственное мнение и оценивать то, в чем не понимают. Проводят быстрый скоринг минут на 15, чтобы отсеять совсем невменько и дальше общение с лицом принимающим и понимающим.
Тем более рынок сейчас хуже некуда из-за событий.
Потому что у нас в России, к сожалению, еще очень низко развита HR культура. Говорю это основываясь на своем личном зарубежном опыте.
Когда искала работу в Германии 1 из 10 компаний могла не ответить, в России 9 из 10, И ЭТО НЕ НОРМА, даже если кандидат мимо по всем параметрам.
Причем компании, которые игнорят кандидатов, сами того не понимают, что делают хуже только себе и своему имиджу. Очень жаль. надеюсь это картина в скором времени начнет меняться в России.
Мало того, что долго не отвечают, но после могут использовать твою работу в своих интересах
интересно, а пользуются ли в российских компаниях сервисами, которые на начальном этапе сопроводит письма по ключевым словам отсеивают соискателя?
заполнил - моментально отказ прилетает.
что не так - не пишут. проблемы индейцев шерифа не волнуют.
вывод - делать свой бизнес, без эйчаров, директоров и прочих идиотов-недоучек.
Что реально раздражает - это срочные тестовые, которые никто не соизволит прочитать! Или когда тестовое открытое висит и непонятно, то ли кандидата нашли, то ли - до сих пор нет. Или когда приходишь собеседоваться, а потом вдруг, чисто случайно, оказывается, что мест нет.
А так, легче всего искать работу только через знакомых. Хотя через директоров - тоже неплохо. Никаких часовых выяснений подноготной, никаких "мы в вас СОМНЕВАЕМСЯ" и никакого гробового молчания. Жаль, по связям не всегда реально найти нужную область!
Я джун, мне страшно за то, как кровью и потом я должна добиться своего заветного места в студию. Почитав других людей ниже, понимаю что у мидлов примерно такая же история. Вроде собрала портфолио (не просто картинки), каждый раз пишу осознанный отклик - и хоть бы 1 компания написала нормальный отказ. Всё игнор.
Хорошо собранный кейс где угодно будет кейсом. Не важно где. Главное — увидеть как думает дизайнер, способен ли коммуницировать и отстаивать свою точку зрения, заботиться о продукте и пользователе.
А что если все так подходят к выбору? оО))
Хочу поделиться радостью и позитивом)) Однажды получил от Ивана в ответ на свой отклик его рассылочный шаблон для кандидатов, которые запали в душу. Это только сейчас, прочитав статью, узнал о шаблоне) Но тогда и сейчас было приятно видеть вежливый отказ. Это пожалуй, единственный авторский отказ в котром присутствует эмоция и жизнь — остальные +/- автоматизированные шаблоны.
Всё это в подтверждение тому, что и в деловой переписке есть место эмоциям без потери смысла, такта и этики изложения.
Ивану респект!
PS. Сам всегда пишу ответы эйчарам, которые не ленятся давать обратную связь.
Ну тоже, работодатели разные. Вот у меня на нынешнем месте вообще кадровики-рекрутеры странные. Был маркетолог, работал за двоих, попросил прибавить тыщ десять, когда дали работы на троих. Ему отказали, он ушел в более приличное место. Взамен ему нашли женщину на ЗП в два раза выше, назначив ее начальником отдела (я еще не видел за год ни единого ее результата работы), и затем вдогонку взяли маркетолога, которому таки дали ЗП выше, чем прошлому. Маркетолог взялся за дело, но теперь ему ищут замену, поскольку он работает удаленно, а это не нравится руководству - им хочется видеть людей в офисе (не знаю зачем). И угадайте, сколько установили ЗП? Правильно - еще выше!
Только личное общение и никаких **** HR-ов.
2. От графдиза ждут моушен, веб, банермоушен, юикс, полиграфию, айдентику, креативы, копирайтинг, кейтеринг))) и прпр..вполоть до 3д и мы часто можем удовлетворить этот спрос, но с цельным рассказом и даже демонстрацией кейсов сложней. У меня есть пара конструктов в ноушен со ссылками на конкретные кейсы, но все равно уходит слишком много времени. 3. Жутко обидно, когда пишешь осознанное письмо, даже не зная зп и условий, но изучив сайт, а тебе приходит тестовое, без условий и, вообще, даже без внятного тз...Обычно на просьбу об уточнении приходит отписка "васмного". 4. Некоторые эйчары начинают разговор с зп, таких цифра 80 откровенно пугает...а вы письмо писали, сайт изучали...5. в графдизайне часто принято отбирать не только по навыкам и интересным кейсам, но и строго по отраслям, в которых был опыт: скажем, только эфмсиджи или недвижимость... Но в целом, конечно, написание штучных писем не супревыгодно....Если Вас захотят, то достаточно и картинок. все равно без теста на пару тройку дней с собеса вы не уйдете.....зато и описывать в красках, как вы любите сталь или шляпки не придется, в любом месте , даже в сбере могу предложить тест , но на зп в 35-50к...или сдельную работу
Редко когда настолько невменяемый клиент, что хочет верстку учебника физики или пятиминутный мультик за сутки - если "срочно", то это что-то небольшое. Взял задачу - сделал - получил, повторить. Если что-то объемное и клиент работает вдолгую - он не станет загонять диза, как лошадь на скачках, диз ему еще понадобится.
Если человек скиловый и понимает что умеет, он не может себя оценивать ниже индийского рынка.
В сша минимум 30-50$ час. Индия уже берет 15-20$
Простите что такие формулы выдаю.
И, естественно, никакой обратной связи. В основном сразу пишут, что делайте тестовое, если в течение недели не напишем, значит, не подошли. Это уже начинает раздражать
1) нет ответа на обычный отклик
2) нет уверенности что на той стороне адекват (это по переписке видно)
3) нет уверенности что сделаю хорошо
4) нет уверенности что я хочу именно к ним
На hh ru сейчас, как мне кажется, нет смысла вообще искать работу, так как действительно неадекватный конкурс + зп оч странные. Я с февраля там откликалась, нормальных предложений так и не поступило (либо вообще игнорили), хотя есть опыт в команде и не маленький.
И солидарен с тем, что поиск всегда не просто.