Референсы необходимы дизайнеру по многим причинам. В первую очередь чтобы откалибровать ожидания клиента. Проще всего это сделать через примеры дизайна (через референсы). В том числе и пойти от обратного: выявить дизайн-приемы, которые клиент не хотел бы встретить в дизайн-проекте.
Далее, с помощью референсов, можно выявить не только визуальные решения, но целый ряд связок будущего проекта в разных культурных плоскостях.
Процесс работы с референсами представляет собой исследование предыдущего дизайн-опыта, исследование конкурентов, исследование ожиданий и психологии зрителей.
С помощью референсов можно тонко выстроить тональность бренда, которую позже дизайнер проявит с помощью графических решений.
В процессе работы с референсами дизайнеры не просто складывают все картинки в одну папочку, а детально разбирают из чего состоит референс. В чем его ценность именно для рабочего дизайн-проекта. Какие графические приемы и визуальный язык используются для коммуникации со зрителем. Этот анализ помогает далее воспроизвести визуальные приемы в дизайн-проекте.
К референсам обращаются почти все творческие профессии. Референсы можно встретить не только у дизайнеров, но также и у копирайтеров, фотографов, кинематографистов и даже музыкантов. В меньшей степени работу с референсами можно встретить у художников и композиторов, так как творческий процесс предполагает немного другой принцип работы над произведением. Художникам и композиторам референсы могут скорее нанести вред, так будут мешать создать уникальную ценность произведения.
Мудборд (mood board — "доска настроения"), как правило, это концептуальный инструмент. Референс — практический. Мудборд позволяет выработать систему образов и подготовить себя (или клиента) к ожиданиям от будущего дизайн-проекта. Референс же — единичный элемент, который может участвовать в проекте как пример решения, но при этом не попасть на мудборд.
Дизайнеру-новичку референсы очень сильно помогают и даже продвигают в насмотренности. Но когда дизайнер достигает уровня мастерства — следование референсам становится для него плохим тоном. На высоком уровне мастерства дизайнер сам является источником референсов, сам задает тон и заряжает проект энергетикой.
Возможно, по этой причиной знаменитые сильные бренды боятся упреков на тему повторов, так как ценность мощного бренда в его уникальности.
Если вы заметили неточность — расскажите нам.
Редакция designer.ru