В IT-индустрии принято различать уровни дизайнеров в зависимости от ответственности за дизайн-задачи. Эти уровни называют грейдами. Конечно, логичнее было бы привязывать грейды к опыту дизайнера. Но в случаях когда в компании, например, 2 дизайнера middle-уровня, они автоматически становятся ответственными за весь дизайн в компании. То есть работодатель их наделяет не только сложностью задач, но и автоматически повышает их уровень до арт-дирекшена или senior-дизайнера. Та же ситуация справедлива и в обратную сторону: опытный арт-директор приходит в очень серьезную IT-компанию, но не дотягивает до требуемого уровня, и вынужден уже заходить как middle-дизайнер.
Важно не путать грейды дизайнеров с профессиями дизайнеров. Так, например, арт-директор — это грейд-дизайнера, так как арт-директора встречаются почти во всех дизайн-индустриях. А вот UX/UI-дизайнер — это именно профессия дизайнера, так как она охватывает работу, связанную только с интерфейсами.
Разбираемся, какие дизайн-грейды приняты в дизайн-индустрии:
Он же дизайн-новичок, он же джун. Как правило, период роста от junior- до middle-дизайнера занимает 1-1,5 года. Самая распространенная ситуация стать джуном после дизайн-курсов. Дизайн-агентства называют этот период "долиной смерти", так как дизайнер только-только начинает карьеру и ему надо как то выживать. Джуну довольно сложно закрепиться в профессии, так как он еще не набрал портфолио, не оброс клиентами и не познакомился с серьезными коллегами.
По статистике вакансий designer.ru уровень зарплат джунов бывает от 30 тыс. руб. до 70 тыс. руб.. Вакансии, где джунам платят... ничто, мы стараемся не публиковать. Но рынок знает и такие примеры.
Дизайнер, который уже твердо владеет инструментарием, но ему не дают самостоятельные задачи на проекте. Middle-дизайнер делает отдельные блоки или страницы-интерфейсы проекта под руководством senior-дизайнера или арт-директора.
Ты уверенно используешь Figma, Photoshop и др. Ты в состоянии не только разобраться в чужих макетах, но и в состоянии передать свой проект команде выше. Ты в состоянии использовать чужую дизайн-систему. Ты в состоянии работать самостоятельно, но при этом дизайнеры выше постоянно приходят тебе на помощь и приносят много технологических(!) правок, указывают на исправление "блокеров" (блокер — причина, требующая перерисовку, тк senior-дизайнер не может отдать макет в команду разработки).
На designer.ru можно встретить вакансии с зарплатами middle-дизайнеров от 70 тыс. руб. до 150 тыс. руб. Как правило, это уровень московских зарплат.
Дизайнер, который выступает руководителем дизайн-проекта или отдельной очень сложной задачи. Он в состоянии сделать проект самостоятельно от начала до конца. Senior в состоянии внести изменения в дизайн-систему, не поломав консистентность дизайн-проекта.
Ты в состоянии обучить дизайнеров, которые ниже тебя по грейду. Ты в состоянии не только отловить их ошибки, но и объяснить их причину. Ты в состоянии отслеживать не только свои сроки исполнения задачи, но и помогать успевать junior- и middle- дизайнеру. Ты отвечаешь за неточность дизайн-макета перед командой разработки. Ты в состоянии участвовать в тестировании продукта, давать комментарии разработчикам.
Зарплаты senior-ов могут быть от 150 тыс. руб. до 350 тыс. руб. Все индивидуально.
Дизайнер, который может не только выстроить проект с нуля и до финала, но и может вдохнуть новую визуальную культуру бренда. Арт-директор задает тон и современность дизайн-решения.
Команда маркетинга доверяет тебе принятие решений по всем визуальным коммуникациям. Ты в состоянии защитить новые дизайн-подходы. Ты предлагаешь эксперименты, и к тебе прислушиваются люди из бизнеса. Ты отслеживаешь дизайн-тренды и воплощаешь их. Руководство тебе доверяет на 95% все дизайн-решения в компании. Ты бережно относишься к дизайн-гайдам, разработанными агентствами-подрядчиками и можешь улучшить их решения, сохраняя бренд-ценности.
Арт-директора зарабатывают от 150 тыс. руб. до 350 тыс. руб, но, повторимся, тут все уже гораздо сложнее.
Дизайнер, который, как правило, уже не работает "руками". Его задача прокачка дизайнеров, управление командой, ресурсная загрузка в человеко-часах, планирование людей на проекте.
Ты в состоянии заниматься наймом и увольнениями дизайнеров в команде. От твоих кадровых решений зависит будущая конфигурация дизайн-департамента. Ты в состоянии планировать и отчитываться за ресурсную загрузку перед "бизнесом". Ты в состоянии заниматься постоянным обучением команды. Ты в состоянии защитить свою команду перед "бизнесом".
По статистике агентства по найму дизайнеров Design Hunt в 2024 году можно встретить дизайн-лидов с зарплатами 350-500 тыс. руб.
Редкий грейд, но встречается. Дизайн-директор отвечает не только за всю консистентность бренда, но и за качество работы агентств-подрядчиков.
Твои коммуникации уже давно на уровне бизнес-стратегов. Ты в состоянии бюджетировать дизайн-департамент или проекты на год вперед. Ты защищаешь бюджеты на дизайн и проводишь презентации на уровне владельцев компании.
Зарплаты обсуждаются индивидуально и они не заоблачные, но они согласуются с уровнем дохода компании.
Редакция designer.ru знает не так много таких дизайнеров. Но они все же встречаются. Их ответственность это управление визуальными стратегиями бренда, перспективные разработки на годы вперед, определение дизайн-вижена и новых ценностей бренда. Ты активно участвуешь в развитии культуры бренда в долгосрочных стратегических целях. Ты формируешь будущее дизайна в компании.
Ты реализуешь долгосрочные стратегии, ориентированные только на рост и развитие будущей культуры взаимодействия потребителя с брендом.
Зарплаты на этом уровне зависят не сколько от желания кандидата, сколько от возможностей компании. Не каждому бренду необходим вице-президент по дизайну, но при этом такие должности можно встретить на рынке.
Конечно, в зависимости от работодателя дизайн-грейды могут меняться. Тут не стоит воспринимать это описание ролей как аксиому, так как многие процессы и задачи в командах и компаниях весьма изменчивы.
P/S: редакция designer.ru рекомендует junior-дизайнерам как можно быстрее начать сотрудничество с дизайн-менторами и перестать называть себя "джунами", так как работодатели довольно редко хотят видеть у себя в команде новичка.
Если вы заметили неточность — расскажите нам.
Редакция designer.ru