Лента новостей
Войти
Комментировать
Чеклист для бренд-дизайнера, взгляд изнутри Агентства
20 июля: Кайференция от Прагматики. Ироничная альтернатива конференциям для тех, кто делает digital

Джуны, перестаньте называть себя джунами!

Джуны, перестаньте называть себя джунами!

Невостребованность начинающих дизайнеров остается на сегодня одной из ключевых проблем. Наивные представления новичков о баталиях между рекрутерами за право отхватить их в свою команду, в реальности разбиваются о запросы работодателей на уже опытных специалистов. Вместе с экспертами обсудили, почему джунов не хотят брать на работу, а также, что нужно (или нет) делать дизайнеру без опыта, чтобы все-таки пробить негласный барьер #juniorsarenotwelcome.


В чем проблема?

«Джуны — это тот этап развития, когда в человека вкладываются больше того результата, который он выдает, — комментирует ментор Duo Sapiens, а также фаундер и дизайн-директор студии MateÇa Кирилл Тарелкин. — Так как мы в таком стагнирующем и немножко падающем рынке все находимся, в принципе всей экономики, ресурсов у компаний не так много, поэтому не только джунов, но и мидлов сокращают». 

Таким образом, получается, что в студии начинающих дизайнеров не берут, потому что объективно нет ни возможности в них «жирно вкладывать», ни времени на «бережно, за ручку» этот этап вместе проходить. Кроме того, для взращивания таких специалистов необходимо наличие определенной инфраструктуры: стажировок, менторских инструментов и проч., — с которыми обычно дело обстоит лучше в более крупных компаниях. При этом корпорации, со слов эксперта, находятся в стадии сильных оптимизаций. 

С мнением Кирилла соглашается и hr-директор студии Pragmatica Лиза Успенская: «Такая проблема, что джунов неохотно берут на работу, действительно есть, потому что чаще всего те задачи, проектные или бизнес-задачи, которые складываются, ориентированы на мидлов или на людей, которые могут их более менее решать руками». 

Стоит ли ориентироваться на грейд?

Оба эксперта подчеркивают, необходимо помнить, что у каждой студии и у каждого бигтеха есть своё понимание грейда: что такое джун, мидл и сеньор. 

«Это очень индивидуальная вещь, — говорит Кирилл. — Дело не в компании, не в ее типе, размере, а в ней самой. И, да, один и тот же чел может быть, например, джуном в одном месте, сеньором или мидлом в другом, и даже арт-директором в каком-нибудь небольшом захолустном продукте. Такое я тоже видел, это печально, но так бывает». 

В этих условиях приоритетным становится не столько обозначение позиции, сколько трезвое оценивание своего опыта, скиллов и ресурсов, которые человек готов и может дать, предлагая себя в какое-то место.

«Тут очень важно понимать, — добавляет Лиза, — что даже джун джуну рознь. То есть человек может быть категорией джун плюс, но у него уже есть коммерческий опыт, он сам делает какие-то концепции, пет-проекты или спецпроекты. У него есть уже какая-то насмотренность, но ему не хватает структуры команды, в которую он может встроиться и процессно работать». 

Неоправданное самомнение джуна

Максималистское «круче меня только горы на вершине Эвереста» становится все более неотъемлемым в период расцвета поп-психологии с лозунгами про самоценность, личные границы и «достоин самого лучшего». Не отрицая важности здоровой псих-среды, тем не менее приходится напоминать и призывать к реалистичной оценке своих способностей.

Довольно часто еще вчера выучившиеся специалисты озвучивают зарплатные ожидания, ориентируясь на вилки дизайнеров с определенным бэкграундом, забывая о том, что для работодателя джун — «рисковая инвестиция», которая:

  1. начнет себя окупать в лучшем случае через год;
  2. требует привлечения опытного специалиста, который займется обучением (и временно не сможет выполнять тот же объем работ, который был бы без доп нагрузок);
  3. не гарантирует, что джун останется в компании, но при этом предполагает трату некоторого количества ресурсов. 

Да, сегодня есть тенденция на человекоориентированность по отношению к сотрудникам, есть ценность в развитии своих боевых единиц и вклад в них для становления ещё более высококлассными специалистами. Однако начинающим дизайнерам необходимо понимать: для того, чтобы попасть в такую среду с кучей бонусов — необходимо работать, отбросив мысль, что вам должны «по умолчанию».

И прежде чем вам дадут возможность попробовать себя, необходимо приложить огромное количество усилий на этапе откликов, собеседований, сборки и оформления портфолио. Последнее, как ни странно, по данным ¡PORTFOLIO HERO!, продолжает оставаться триггер-моментом для многих дизайнеров. 

Что же делать джунам?

  1. «Если ты чувствуешь, что ты джун, никогда в жизни не пиши об этом, вообще не пиши свой грейд». Делай упор на портфолио, навыках, умениях. 
  2. «Современно упаковывай портфолио, лучше готовься и штудируй теорию». Для этого сегодня существует огромное количество инструментов, в том числе и упомянутый выше бесплатный челлендж от команды Duo Sapiens — ¡PORTFOLIO HERO!, где на протяжении трех недель участники осваивают базу, получают обратную связь и выходят с конкурентоспособными портфолио.  
  3. «Открыто и честно говори о своем предыдущем опыте и о том, как он коррелируется с тем, на который открыта позиция». 
  4. «Не бойся экспериментировать». Показывай в портфолио разные концепции, делай пет-проекты, предлагай решение бизнес-задач.
  5. «Будь готов стажироваться, работать “за бесплатно”». Помни, что на начальном этапе, ты мало что можешь предложить, компании тратят больший ресурс на обучение тебя, поэтому важно хвататься за любую возможность получения опыта. 
  6. «Пробуй расти через маленькие компании, где выше шанс добраться до собеседования, не жалко пролететь». Джунам важно тренироваться на собесах. 
  7. «Откликайся не только на джуниор-позиции». Например, на позиции мидл, мидл плюс. «Откликаться на позиции повыше хорошая идея, потому что у тебя может быть синдром самозванца, — комментирует ментор Duo Sapiens Кирилл Травкин. — Ты можешь быть нормальным мидлом, но думать, что ты джун, и занижать свою планку. Если думаешь, что джун, маловероятно, что ты сеньор или лид, настолько сильный синдром самозванца вряд ли может быть». А вот эффект Даннинга-Крюгера — довольно частая история, когда ты реально джун, а думаешь, что знаешь все на свете. Но в таком случае тебя отметут еще на этапе портфолио, уверены эксперты. 
  8. «Не приписывай себе грейды, умения». Комментирует hr-специалист Лиза Успенская: «Это всплывет в процессе работы, и таким образом вы репутационно себе ещё сильнее навредите, а рынок, как говорится, маленький, и поэтому вас либо неохотно будут рекомендовать, либо вообще не будут дальше с вами работать». 
  9. «Учись работать с нейронкой». Эксперты отдельно подчеркивают востребованность данного навыка: генерация, правильное написание промтов, — то, что сегодня многократно усилит тебя в позиционировании. 
  10. «Развивай soft-skills». Умение встраиваться в слаженную команду — плюс в глазах работодателя, который не будет думать, сколько ресурса дополнительно к обучению прикладным навыкам, нужно будет потратить, чтобы наладить более-менее приемлемую коммуникацию. 

К некоторым из этих пунктов реально подступиться уже сегодня.

Если вы джун или тема обновления портфолио для вас matter of the first importance — присоединяйтесь к челленджу ¡PORTFOLIO HERO! by Duo Sapiens, написав в @portfolioherobot

Комментариев (10)
0
Мне кажется, что дизайну не хватает унифицированной системы грейдов, как в английском языке (A1–C2), чтобы и компании, и соискатели понимали, кто на каком уровне и куда расти. Сейчас рынок перегрет курсами, где обучение часто некачественное, а путь в профессию чрезмерно упрощён. Это создаёт иллюзию лёгкого старта и обесценивает саму профессию. Компании придумывают свои "грейды" или вовсе их игнорируют.  
Идея унификации грейдов мне кажется интересной, и у меня есть некоторые идеи по этому поводу, но тут ограничусь краткими выводами:
Что нужно:
1. Ввести общую шкалу грейдов с чёткими требованиями по хард- и софт-скиллам.
2. Ужесточить вход в профессию: профильное образование или объективная проверка знаний.
3. Регулировать и лицензировать курсы/школы, обязать их помогать с трудоустройством.
4.  Повышать престиж других профессий, чтобы не все шли в дизайн из-за денег и комфорта.

Джунам пожелаю не бояться трудностей. Учитесь, практикуйтесь, не бойтесь ошибок, будьте внимательны и цените фидбек опытных ребят. Но не следуйте советам слепо, пропускайте ответы через свой внутренний фильтр, думайте, анализируйте, подмечайте детали. В этой профессии важна наблюдательность и насмотренность, остальное придет с опытом. И не называйтесь, пожалуйста, мидлами, если ими не являетесь, не надо создавать путаницу.
Хорошо написано про проблему современного рынка. Пока рынок в стагнации, от джуна ждут результатов, как от мидла. А он в свою очередь ждёт молочных рек, ведь "я этого 100% достоин". Вот и проблема ожидание/реальность с двух сторон.
Ещё хочу добавить, что против рынка не попрёшь, но эта игра в грейды мне совсем не близка. Это какая-то игрушка дьявола. Хотелось бы, чтобы за специалиста говорили его портфолио, резюме, регалии, а не грейд aka титул, который избрала ему конкретная компания или он сам.
Хорошая статья. От себя хочу посоветовать серьезно относиться к выбору первого места работы. Идея отсидеться в неинтересующей вас компании ради строчки в резюме ни к чему хорошему не приведет. Работодатель, не увидев вас заинтересованности, в лучшем случае завалит вас простой технической работой. Вы только потеряете время и ничего не получите взамен. Еще хочу посоветовать воспринимать тестовые не как "работодатель хочет нажиться на моих идеях", а как к возможности прокачать скилы.
Я тоже раньше думал что тестовые не воруют. Но когда увидел свое тестовое в боевой реализации у клиента, пришлось изменить свое мнение ))
Безусловно всегда есть риск наткнуться на нечестных людей. Я исхожу из того, что для работодателя проще и удобнее в качестве тестового дать уже реализованную работу. Ее проще подготовить в качестве тестового и проще оценить.
Соискателю полезно посмотреть на тестовое с точки зрения его адекватности вакансии, объема и самое, на мой взгляд, главное, постановки задачи и прописанных критериев оценки. Они должны быть прописаны.
Ну я так скажу... В целом, мне не нравится идея, что джун не будет называть себя джуном. По факту на рынок выйдет несколько тысяч джунов под маркой "middle", и это просто размажет понимание миддл. Вот и все.

Люди будут смотреть, что нанимают миддла, а он и коммуникационно, и скиллово — джун. И кому это надо?

В конце статьи дали наконец-таки правильные советы, что делать джунам. Только вот ситуацию с маркой это не исправляет. Я считаю, что нужен какой-то внутренний тест или чек-лист с присвоением "сырой оценки". Да, вы уже писали, что оценка субъективна. Поэтому строить её надо на конкретных фактах, которые будут открыты работодателю.

А дальше я пока не думал)))
0
Согласна, что размывать понимание миддл - плохая идея.
0
называть себя можно как угодно, чтобы определить уровень, достаточно посмотреть портфолио
0
Статья точно подмечает болезненные точки индустрии, особенно для новичков. Как дизайнер с большим стажем, согласна: проблема невостребованности джунов — это следствие рыночной реальности, а не просто «несправедливость». Компании действительно не готовы тратить ресурсы на рост кадров в условиях стагнации.
Особенно ценно, что авторы развенчивают миф о «гениальном джуне», которому все должны. Зарплатные ожидания без реального опыта, слабое портфолио и неумение оценить свои силы — частые грехи начинающих.
Но есть нюанс: совет «работать за бесплатно» спорный. Это риск обесценить труд и попасть в токсичную среду. Лучше искать стажировки с менторством или стартовать в мелких студиях, где есть шанс на реальные задачи.
И да, soft skills и AI — must-have. Без них сегодня даже талантливый дизайнер теряет конкурентоспособность.
В целом — честно и полезно. Джунам стоит перечитать и сделать выводы.
Хорошая статья, спасибо
Согласитесь с договором-офертой