Многие начинающие 3D-дизайнеры делают так: проходят курсы, где изучают какую-то программу по работе с 3D, и начинают откликаться на все вакансии подряд, в которых есть слово «3D». А потом долго строят карьеру.
Мы, агентство Multiways, считаем, что лучше делать по-другому: сначала выбрать сферу, в которой хочется работать и развиваться, а потом изучать конкретные программы и прокачивать нужные навыки. Это позволит стать крутым специалистом в узкой сфере и найти работу, которая не будет раздражать.
Здесь мы собрали сферы, в которых сосредоточены основные компетенции в 3D. Каждое из этих направлений — отдельная вселенная, со своим набором софта и производственным процессом. Выбирайте, что ближе.
Дисклеймер: В каждой сфере 3D-дизайнер может выполнять разную работу, в зависимости от своих знаний и навыков. Например, может полностью вести проект — придумывать концепции и их реализацию, или быть «рабочими руками» — делать только те задачи, которые поставит арт-директор. Многие плюсы и минусы, которые описаны в этом материале в зависимости от склада характера и типа личности могут восприниматься противоположно. Что для одного человека — плюс, для другого будет минусом. Мы изложили свое видение.
Гейм-студии занимаются разработкой игр под различные платформы и консоли: от простых мобильных до сложных онлайн-игр со своими вселенными. А гейм-дизайнер в них разрабатывает объекты игры, персонажей, сцены, локации. Обычно это не один человек, а несколько — каждый выполняет определённые задачи. Например, один рисует здания, другой — доспехи, третий — драконов.
Геймдев — это не «играть весь день в классные игры». Это рутинная работа, которая требует дополнительных навыков, например, владение редакторами и игровыми движками. Хорошо, если у дизайнера есть игровой опыт в различных типах и жанрах игр — будет легче разбираться в их спецификах и нюансах.
Кому подходит: тем, кто влюблен в игры, готов к многолетней тяжелой рутинной работе и имеет амбиции создать шедевральную игру мирового уровня.
Что изучать: Unreal Engine, Unity, CryEngine.
Большинство сцен в кино и рекламе со сложными спецэффектами — это работа с 3D. Есть даже специальность такая — VFX-дизайнер. Именно он разрабатывает визуальные эффекты для игр, мультфильмов, кино и рекламы.
У VFX-дизайнера много работы: создавать 3D-модели объектов, например, фантастических персонажей или людей и заставлять их двигаться. Моделировать разные симуляции — взрывы, дым, лавину, океаны или трещины в земле. Делать так, чтобы нарисованный предмет выглядел правдиво — прорисовывать ворсинки у одеяла, швы у рубашки или ржавчину на водосточной трубе. Он подбирает цвета, создаёт визуальные световые эффекты и делает ещё много других вещей, добиваясь, чтобы проект получился максимально эффектным и реалистичным.
Кому подойдёт: людям с развитым воображением и логическим мышлением. Хорошо, если есть техническое образование — знание физики пригодится при создании спецэффектов.
Что изучать: Autodesk Maya, Blender, Houdini.
Студии оперативной графики занимаются созданием быстрого, не сложного 3D под различные новостные поводы и ТВ-программы. Ключевая задача такой графики — своевременность, понятность и наглядность.
Дизайнер оперативной графики делает заставки, перебивки между сюжетами в новостях или визуализирует текстовую информацию, например, курс валют или акций, погоду или анонс следующей программы.
Оперативная графика на то и оперативная — срок на выполнение задачи несколько часов, максимум — несколько дней. Чтобы успеть, дизайнеру часто приходится работать по ночам или в выходные дни.
Кому подойдёт: дизайнерам, которые любят быстрые и не сложные задачи и умеют планировать время так, чтобы всё успевать.
Что изучать: Cinema 4D, Adobe After Effects (Elements 3D).
Студии архитектурной визуализации делают сложные задачи: визуализируют проекты городов, жилых комплексов, домов, промышленных зданий, стадионов, парков и любых других объектов. Это интересно — почти как творить историю: показать всем, как будет выглядеть какое-то пространство в будущем.
Любой проект по архитектурной визуализации ограничен изначально: у него есть определенная местность, формы. Дизайн, как таковой во всей этой истории, оказывается инструментом визуализации чьих-то наработок и не содержит большую творческую составляющую.
Кому подходит: тем, кто любит усидчиво делать монотонно одну и ту же задачу. Если вы любите быструю смену обстановки, на такой работе вам будет сложно.
Что изучать: Autodesk 3ds Max.
По духу работы это что-то среднее между рекламой и геймдэвом — нужно будет делать коммерческие проекты в виртуальной и дополненной реальности на игровом движке. Это могут быть образовательные VR-проекты, медиа-инсталляции с использованием VR/AR, киберпанк-ролики со спецэффектами, VR-игры и многое другое.
Направление молодое и только развивается, поэтому возможности у него безграничны.
Что изучать: Unreal Engine, Unity.
Раньше модели делали вручную — например, вытачивали из твердых сортов древесины или из промышленного пластилина. Сейчас в большинстве случаев промышленный дизайн создаётся в цифре. Зубные щётки, холодильники, очки, автомобили — это всё 3D-модели. Компании, которые заявляют, что создают модели по старым технологиям лукавят — без 3D-моделирования создать конкурентный и коммерчески успешный продукт практически невозможно.
Кому подойдёт: фанатам брендинга, дизайна и упаковки. Людям, которые любят скрупулезно искать проблемы в продукте и решать их.
Что изучать: Autodesk 3ds Max, Blender, Cinema 4D
Анимационные продакшены разрабатывают контент под любые задачи клиентов. В таких студиях 3D-технологии используют для создания имиджевого, обучающего контента, рекламных и продуктовых роликов — всего, что помогает бизнесу зарабатывать и решать свои задачи. Одна из таких компаний — наше агентство Multiways.
Кому подойдёт: творческим людям с незашоренным мышлением и тягой к изучению нового.
Что изучать: Cinema 4D, Blender, Unreal Engine
Студии мультипликации создают полнометражные и многосерийные мультфильмы, многие — в 3D. И им нужен дизайнер, который будет проектировать персонажей и объекты и моделировать их.
Кому подойдёт: терпеливым и творческим людям с художественным вкусом и желанием создать шедевральный мульт.
Что изучать: Autodesk Maya, ZBrush, Houdini
Конечно, это далеко не все направления развития дизайн-карьеры в 3D. Даже у нас на designer.ru периодически появляются вакансии на 3D визуализаторов, 3D lead generalist, 3D-скульптор, 3D grooming artist, 3D моушн-дизайнер, 3D character artist и даже на 3D-одежду.
Статью подготовил Петр Доронин — управляющий партнер Multiways.
Multiways — креативное агентство с фокусом на создание видео, графического дизайна и цифрового контента Статья на сайте агентства Multiways
Из статьи будто бы хочется попробовать все, очень круто расписали каждую сферу
Мне кажется совсем забыли упомянуть кейсы, которые делает Сила Света. Их проекты не подходят ни под один из этих пунктов. При этом Сила Света одна из тех компаний, которая делает гигантское 3D-шоу на сталинских высотках, или даже целое шоу по презентации Audi на модных площадках.
У меня все на сегодня...