Дизайн-новости
Войти
Комментировать
Embacy выпустили обновления для финансового инструмента Finom
Оптимальный способ собрать осмысленное портфолио

Куда расти 3D-дизайнеру: VFX, CG, гейм-дизайн? Собрали 8 основных направлений в карьере

Куда расти 3D-дизайнеру: VFX, CG, гейм-дизайн? Собрали 8 основных направлений в карьере

Агентство Multiways поделилась с нами своим видением куда развиваться 3D-дизайнеру. Еще не так давно 3D было миром гигантских продакшенов и серьезного "железа". Но все меняется и, благодаря развитию процессоров, видео-карт и софта, сложные рендеры стали доступны дизайнерам даже на ноутбуках.


Многие начинающие 3D-дизайнеры делают так: проходят курсы, где изучают какую-то программу по работе с 3D, и начинают откликаться на все вакансии подряд, в которых есть слово «3D». А потом долго строят карьеру.

Мы, агентство Multiways, считаем, что лучше делать по-другому: сначала выбрать сферу, в которой хочется работать и развиваться, а потом изучать конкретные программы и прокачивать нужные навыки. Это позволит стать крутым специалистом в узкой сфере и найти работу, которая не будет раздражать.

Здесь мы собрали сферы, в которых сосредоточены основные компетенции в 3D. Каждое из этих направлений — отдельная вселенная, со своим набором софта и производственным процессом. Выбирайте, что ближе.

Дисклеймер: В каждой сфере 3D-дизайнер может выполнять разную работу, в зависимости от своих знаний и навыков. Например, может полностью вести проект — придумывать концепции и их реализацию, или быть «рабочими руками» — делать только те задачи, которые поставит арт-директор. Многие плюсы и минусы, которые описаны в этом материале в зависимости от склада характера и типа личности могут восприниматься противоположно. Что для одного человека — плюс, для другого будет минусом. Мы изложили свое видение.

1. Гейм-дизайн: переработки, конкуренция и крутые проекты

Гейм-студии занимаются разработкой игр под различные платформы и консоли: от простых мобильных до сложных онлайн-игр со своими вселенными. А гейм-дизайнер в них разрабатывает объекты игры, персонажей, сцены, локации. Обычно это не один человек, а несколько — каждый выполняет определённые задачи. Например, один рисует здания, другой — доспехи, третий — драконов.

Геймдев — это не «играть весь день в классные игры». Это рутинная работа, которая требует дополнительных навыков, например, владение редакторами и игровыми движками. Хорошо, если у дизайнера есть игровой опыт в различных типах и жанрах игр — будет легче разбираться в их спецификах и нюансах.

  • Минусы

    • Рутинная работа. И монотонная. Можно неделями рисовать одного персонажа в разных позах или доделывать какой-нибудь уровень игры.
    • Большая конкуренция. Рынок перенасыщен — концепт-художников много на разных площадках, при этом профессиональных специалистов, работающих над известными проектами — мало.
    • Адовые переработки. Да, именно так обстоят дела в этой сфере. Рекомендуем прочитать книгу Шрейера Джейсона «Кровь, пот и пиксели. Обратная сторона индустрии видеоигр.»
  • Плюсы

    • Долгосрочные проекты. Как и в архитектуре, проект в геймдеве может длиться годами.
    • Свобода творчества. Это сфера 3D с самой большой свободой мысли из всех.
    • Шанс создать культовый проект, в который будут играть миллионы людей.
    • Передовые технологии. Все новое появляется в играх, а потом переходит в продакшн, дизайн и другие сферы.

Кому подходит: тем, кто влюблен в игры, готов к многолетней тяжелой рутинной работе и имеет амбиции создать шедевральную игру мирового уровня.

Что изучать: Unreal Engine, Unity, CryEngine.

2. VFX в кино: делать нашествие инопланетян и устраивать апокалипсис

Большинство сцен в кино и рекламе со сложными спецэффектами — это работа с 3D. Есть даже специальность такая — VFX-дизайнер. Именно он разрабатывает визуальные эффекты для игр, мультфильмов, кино и рекламы.

У VFX-дизайнера много работы: создавать 3D-модели объектов, например, фантастических персонажей или людей и заставлять их двигаться. Моделировать разные симуляции — взрывы, дым, лавину, океаны или трещины в земле. Делать так, чтобы нарисованный предмет выглядел правдиво — прорисовывать ворсинки у одеяла, швы у рубашки или ржавчину на водосточной трубе. Он подбирает цвета, создаёт визуальные световые эффекты и делает ещё много других вещей, добиваясь, чтобы проект получился максимально эффектным и реалистичным.

  • Минусы

    • Дедлайны. Сроки часто бывают нереалистичными, приходится работать на пределе своих возможностей.
    • Поиск нетривиальных решений. Каждая сцена и ее наполнение — всегда уникальны. Нет таких вещей, которые можно было бы применять постоянно в каждом проекте. А придумывать, как нарисовать одно и то же в сотый раз довольно сложно. И опять же — сроки.
    • Рутинные задачи. Как правило все спецэффекты носят обыденный характер — блокбастеров с нашествием пришельцев на планету не так много. На один культовый проект придется сто проектов, где нужно в кадре просто дорисовать вид из окна или дым из трубы.
  • Плюсы

    • Небольшая конкуренция. Специалистов мало, спрос превышает предложение.
    • Интересные проекты. Возможно, удастся поработать над кинокартиной или масштабным рекламным роликом.
    • Выход на международный рынок. VFX-дизайнер может участвовать в международных проектах, например, создавать спецэффекты для голливудского блокбастера.
    • Новости из первых рук. Скорее всего, все новости из мира кино и рекламы, вы будете узнавать раньше всех. Ну почти.

Кому подойдёт: людям с развитым воображением и логическим мышлением. Хорошо, если есть техническое образование — знание физики пригодится при создании спецэффектов.

Что изучать: Autodesk Maya, Blender, Houdini.

3. Broadcast-графика: жёсткие дедлайны и мало творчества

Студии оперативной графики занимаются созданием быстрого, не сложного 3D под различные новостные поводы и ТВ-программы. Ключевая задача такой графики — своевременность, понятность и наглядность.

Дизайнер оперативной графики делает заставки, перебивки между сюжетами в новостях или визуализирует текстовую информацию, например, курс валют или акций, погоду или анонс следующей программы.

Оперативная графика на то и оперативная — срок на выполнение задачи несколько часов, максимум — несколько дней. Чтобы успеть, дизайнеру часто приходится работать по ночам или в выходные дни.

  • Минусы

    • Сверх-сжатые сроки. И поэтому оперативная графика считается одной из самых стрессовых сфер 3D.
    • Почти нет творчества. Потому что на телевидении есть строгие правила оформления канала и программ.
    • Сменная работа. Часто это сменная работа. Сегодня может быть работа с 10 до 19, завтра — с 3-х ночи до 11 утра.
  • Плюсы

    • Практика. Работа над такими проектами — это отличный способ научиться быстро работать и на практике освоить азы 3D.

Кому подойдёт: дизайнерам, которые любят быстрые и не сложные задачи и умеют планировать время так, чтобы всё успевать.

Что изучать: Cinema 4D, Adobe After Effects (Elements 3D).

4. Архитектурная визуализация: интересно, но монотонно

Студии архитектурной визуализации делают сложные задачи: визуализируют проекты городов, жилых комплексов, домов, промышленных зданий, стадионов, парков и любых других объектов. Это интересно — почти как творить историю: показать всем, как будет выглядеть какое-то пространство в будущем.

  • Минусы

    • Монотонность и скрупулезность. Как правило, есть набор вещей, которые делают визуализацию «живой»: зелень, люди, авто, качественные текстуры стекол и воды. Почти все проекты — это повторение одного набора приемов, только с разными архитектурными объектами.
    • Много технической рутины. Проект нужно визуализировать так, чтобы он выглядел как в реальности: с соблюдением всех масштабов, форм и текстур материалов.
  • Плюсы

    • Работа с «реальными» миром. Это единственная сфера в 3D, где отрендеренный объект материализуется. Не всегда, но в этом его основная задача.
    • Предсказуемые вводные. Шанс сделать то, что от тебя не требуется, стремится к нулю. Многое определено на старте.
    • Спокойная культура, атмосфера и ритм работы. Сфера архитектуры кардинально отличается от других определенной академичностью и спокойствием. Проекты преимущественно долгосрочные и масштабные.

Любой проект по архитектурной визуализации ограничен изначально: у него есть определенная местность, формы. Дизайн, как таковой во всей этой истории, оказывается инструментом визуализации чьих-то наработок и не содержит большую творческую составляющую.

Кому подходит: тем, кто любит усидчиво делать монотонно одну и ту же задачу. Если вы любите быструю смену обстановки, на такой работе вам будет сложно.

Что изучать: Autodesk 3ds Max.

5. VR и AR: создавать будущее

По духу работы это что-то среднее между рекламой и геймдэвом — нужно будет делать коммерческие проекты в виртуальной и дополненной реальности на игровом движке. Это могут быть образовательные VR-проекты, медиа-инсталляции с использованием VR/AR, киберпанк-ролики со спецэффектами, VR-игры и многое другое.

Направление молодое и только развивается, поэтому возможности у него безграничны.

  • Минусы

    • Отсидеться не получится. Работа на стыке технологий требует постоянного расширения кругозора. Нужно будет постоянно изучать новое: программы, расширения, методы создания сцен и объектов и прочие важные вещи.
    • Придётся крутиться. VR/AR-дизайнер — это не про работу с 9 до 18, с выходными и отпуском. В этой сфере всё быстро меняется: компании взлетают и падают, технологии меняются, появляются новые специалисты. Чтобы удержаться и сделать карьеру нужно будет много работать.
  • Плюсы

    • Работа будущего. Всё, что связано с виртуальной и дополненной реальностью еще долго будет находиться на пике трендов и технологий. Так что можно сказать, что что VR/AR-дизайнер — профессия будущего. И у него есть шанс начать создавать вещи, которые скоро изменят весь мир.

Что изучать: Unreal Engine, Unity.

6. Промышленный дизайн: если любить схемы и чертежи, то не скучно

Раньше модели делали вручную — например, вытачивали из твердых сортов древесины или из промышленного пластилина. Сейчас в большинстве случаев промышленный дизайн создаётся в цифре. Зубные щётки, холодильники, очки, автомобили — это всё 3D-модели. Компании, которые заявляют, что создают модели по старым технологиям лукавят — без 3D-моделирования создать конкурентный и коммерчески успешный продукт практически невозможно.

  • Минусы

    • Сухая точная инженерия. 3D в работе промышленного дизайна — это сухая инженерная модель. Например, 3D-модель холодильника для завода — это просто модель, а не ролик с холодильником или игра, в которой будет холодильник.
    • Может быть скучно. Без творчества такая работа может наскучить сильно быстрее, чем в других областях.
  • Плюсы

    • Работа на стороне клиента. Большинство вакансий на стороне клиента, а не в студиях или агентствах. Возможно, такая работа более стабильная, чем через посредника.
    • Практика. Глубже понимаешь, как правильно создавать предметы. Из чего они состоят и как работают.

Кому подойдёт: фанатам брендинга, дизайна и упаковки. Людям, которые любят скрупулезно искать проблемы в продукте и решать их.

Что изучать: Autodesk 3ds Max, Blender, Cinema 4D

7. CG production: всего по чуть-чуть и много творчества

Анимационные продакшены разрабатывают контент под любые задачи клиентов. В таких студиях 3D-технологии используют для создания имиджевого, обучающего контента, рекламных и продуктовых роликов — всего, что помогает бизнесу зарабатывать и решать свои задачи. Одна из таких компаний — наше агентство Multiways.

  • Минусы

    • Беспрерывное обучение. Нужно всегда развиваться и прокачивать навыки — ведь неизвестно, с чем придётся столкнуться на следующем проекте. Хотя, это скорее плюс, а не минус. Но оставим здесь, чтобы в колонке было хоть что-то =)
    • Нет времени на раскачку. Сжатые сроки и короткие проекты. Даже масштабный CG-проект длится скорее несколько месяцев, нежели несколько лет. А многие задачи прилетают со сроками «вчера».
  • Плюсы

    • Разнообразие. Наверное, это самая разноплановая работа, так как пул задач и форматов может быть очень широким. Эта работа включает в себя всё вышеперечисленное в небольших объемах и сроках.
    • Работа в тренде. Создание 3D-роликов подразумевает использование последних трендов дизайна и возможных технологий, поэтому вы будете всегда находиться на пике.

Кому подойдёт: творческим людям с незашоренным мышлением и тягой к изучению нового.

Что изучать: Cinema 4D, Blender, Unreal Engine

8. 3D мультипликация: играть в детство, но по-взрослому

Студии мультипликации создают полнометражные и многосерийные мультфильмы, многие — в 3D. И им нужен дизайнер, который будет проектировать персонажей и объекты и моделировать их.

  • Минусы

    • Мало работодателей. Студий мультипликации с успешными проектами не так много, например, в России их всего 22, поэтому трудоустроиться будет сложно.
  • Плюсы

    • Долгий срок проекта. Над одним мультфильмом можно работать год или больше. Например, «Три богатыря» создавали чуть больше года, а «Рапунцель» студии Disney — 6 лет.
    • Участие в культовом проекте. И возможность реализоваться с творческой точки зрения.

Кому подойдёт: терпеливым и творческим людям с художественным вкусом и желанием создать шедевральный мульт.

Что изучать: Autodesk Maya, ZBrush, Houdini

Конечно, это далеко не все направления развития дизайн-карьеры в 3D. Даже у нас на designer.ru периодически появляются вакансии на 3D визуализаторов, 3D lead generalist, 3D-скульптор, 3D grooming artist, 3D моушн-дизайнер, 3D character artist и даже на 3D-одежду.

Статью подготовил Петр Доронин — управляющий партнер Multiways.


Компания:
Multiways
Комментариев (21)
0
Краткое описание самой необходимой информации в век разглагольствования - на вес золота! Бесценно! Спасибо!
0
О, спасибо!!
0
Самая развёрнутая статья о 3-д для дизайнеров из тех что я видел!
0
Спасибо, особенно за рекомендации по софту
0
спасибо за статью!
0
По ощущениям после архитектуры ты можешь все, а как сталкиваешься с геймдевом понимаешь, что все только начинается
Из статьи будто бы хочется попробовать все, очень круто расписали каждую сферу
0
Очень интересная статья, спасибо большое! Без лишней воды и с хорошей подачей!
0
Очень лаконично и толково, спасибо.
0
Спасибо за статью)
0
детальное разъяснение, кул/
0
Рекомендую подкаст «CG подкаст № 1» (ищите везде), на эту тему очень полезно
0
Самое главное, начинающим (да и профессионалам) не пытаться гнаться за всем сразу. Все надо знать поверхностно, но углубляться стоит во что-то одно. Я на проект брал бы человека, который хорошо знает да винчи, но не умеет в моушен дизайн, или умеет круто делать симуляции партиклов, но не умеет в симуляцию ткани. А мультиинструменталист, который умеет все, но все не очень хорошо, нужен очень редко.
0
спасибо, полезно
0
Наверное, все-таки есть база, а направление можно выбрать потом. Это как мед. образование: сначала база, потом специализация. База позволяет понять в принципе твое это или нет. Если твое - уже можно выбирать более узкую специализацию
0
Многие компании вообще работаю по своему и делают много крутых проектов не обращая внимания не многие моменты.
Мне кажется совсем забыли упомянуть кейсы, которые делает Сила Света. Их проекты не подходят ни под один из этих пунктов. При этом Сила Света одна из тех компаний, которая делает гигантское 3D-шоу на сталинских высотках, или даже целое шоу по презентации Audi на модных площадках.

У меня все на сегодня...
0
Это называется мэпинг. Вообще это скорее небольшое ответвление CG графики, и чаще всего это либо чистый арт, без коммерческой цели, либо дополнительный маркетинговый инструмент, как например на презентации Ауди. Чтобы создать вау эффект
0
Сейчас очень активно восстребован 3D именно в диджитале (и вебе конечно). Любая 3D анимашка очень серьезно поднимает конверсию. Посмотрите какие простые но рабочие тридешки делает CLAY когда постит свои вакансии например. Ну или посмотрите гайды от Editor X. Там офигенные примеры 3D леттеринга.
0
Что-то ни разу не видел вакансий, чтобы требовали UX/UI и 3D в одном
0
Да сейчас дизайнеров в дижитал с навыками 3d очень не хватает.
0
3Д стал трендом, даже в вакансиях требуют. Но самому его долго учить и руку набивать. Хотя бы полгода надо. В итоге все же приходится брать 3D... у хорошо прокаченных ребят. Новичок только шарики-фонарики сделает. Ты уже заценил какую красоту творит RedShift?
0
Мы в Октане и Шифте работаем. Сам я пока не определился какой рендер мне больше нравится. Что Шифт стабильнее это да, а тот же SS мне в Октане больше нравится.
Согласитесь с договором-офертой